Несмотря на очевидно печальное состояние отечественной пивной отрасли, на нашем уютном рыночке происходят интересные сдвиги.
Во-первых, как многие уже заметили, освободившееся после массового исхода импортного пива место было довольно быстро облюбовано отечественными производителями. Всякую европейскую классику, конечно, и раньше активно варили, но теперь объемы стали еще больше, а выбор — еще разнообразнее. Но это ладно: процесс предсказуемый и, учитывая ситуацию на рынке, естественный. Куда интереснее «во-вторых».
Многие крупные торговые сети в лице менеджмента в этом году дружно повернулись лицом к тому, что у нас принято называть крафтом. То есть если еще года два-три назад интерес к продукции малых пивоварен был на уровне осторожного любопытства (вспомним разный крафт во «Вкусвилле», например, или в «Глобусе»), то сейчас ритейл рассматривает эту категорию уже по-взрослому.
О серьезности намерений, в частности, говорит тот факт, что в нескольких федеральных торговых сетях ответственным сотрудникам уже были поставлены конкретные цели с соответствующими KPI по продажам крафтового пива на 2023 год. И как минимум еще одна очень крупная сеть в полушаге от того, чтобы сделать то же самое.
Разумеется, весь этот интерес направлен в первую очередь в сторону тех отечественных производителей, которые отвечают довольно жестким требованиям крупного ритейла: готовность к бюрократии, стабильность качества самого продукта, способность поставлять его вовремя в нужных объемах, и т.д.
В основном, конечно, это будут находящиеся под крылом крупных пивных компаний «крафти» бренды, выпускающиеся на мощностях своих покровителей. Впрочем, наши малые пивовары тоже на месте не стоят, многие из них за последние пару-тройку лет достаточно подросли и заматерели, чтобы с готовностью залезть на полки федералов. Да и сами сети, учитывая их заинтересованность в категории, вероятно, будут более сговорчивы.
В общем, следующий год станет для отечественного крафта одновременно очень непростым и крайне интересным: тянущая всю отрасль на дно пресловутая маркировка с одной стороны и новые возможности на опустевшем рынке с другой — шоу будет что надо! Главное — дожить.