Во-первых, сложилось ощущение, что в 2023 году расписание пивных фестивалей будто бы стало заметно плотнее. Не знаю, то ли это такая иллюзия из-за выхода региональных мероприятий за пределы своего локального инфополя, то ли самих фестов и правда объективно стало больше.
Во-вторых, диапазон форматов таких фестивалей стал шире. Пивной фест — это уже не обязательно тусовочка биргиков, оттопыривающих мизинчики у стендов с давно всем известными надписями на вывесках и дружно хихикающими над попросившим «томатный гёз» неофитом. Это может быть и крупный «общегородской» праздник, на который можно прийти семьей и не опасаться, что на тебя будут смотреть как на низшую форму жизни, если ты попросишь «обычного светлого нефильтрованного»; и провинциальный мини-фестивальчик на 10 пивоваренок в местном ДК; и даже разнузданный треш-фест с пляшущими под плохую перепевку «КиШ» голыми по пояс мужичками.
Кто бы что ни говорил про колхозность и нетрушность таких фестивалей, где пиво может даже не быть главной темой, именно они зачастую являются для многих точкой входа в пивной мир, простирающийся хотя бы немного за пределы самых ходовых кранов в местной разливайке. Именно такие мероприятия нередко выступают важными притоками, питающими реку пивной культуры.
И вот тут, третьим пунктом, можно было бы поругать организацию многих пивных и околопивных фестов, потому что там есть за что ругать, но… Как показал опыт, организаторы почти всегда и сами прекрасно осознают свои недостатки и нередко огребают сполна задолго до окончания мероприятия. Кто-то делает выводы и исправляется; у кого-то исправиться не выходит — не дают обстоятельства или недостаточность опыта; иные и вовсе наступают на одни и те же грабли раз за разом — такое тоже бывает. Но в итоге, опять же опираясь на опыт, можно с уверенностью сказать: на вкус напитков и удовольствие от общения эти недостатки почти никогда не влияют.
Из последних примеров — фестивали SVOI FEST в Сергиевом Посаде и SAMOVAR FEST в Туле. И там, и там были свои недостатки и спорные моменты: на «Своих» — не самая удачная организация входа и некоторые проблемы во взаимодействии пивоварен и организаторов; на «Самоваре» — не справившаяся с большим количеством гостей система вентиляции и очень тесная «посадка» пивоваров за стендами. И все же, несмотря на легкие шероховатости и откровенные проблемы, оба феста подарили море положительных эмоций. И, я уверен, примерно то же самое можно сказать про почти любой «крафтовый пивной фестиваль», прошедший в этом году.
К чему я все это. Фестивали — это один из главных индикаторов развития отрасли и соответствующей культуры. И растущее количество пивных и смежных фестивалей однозначно говорит об одном — пивная культура уже не просто есть, она крепнет и ширится с каждым годом. И это очень радует!