В Алтайском крае руководство Барнаульского пивзавода в ходе проработки возможности внедрения маркировки пива уточнило стоимость и комплектность необходимого оборудования и пришло к выводу, что она несет только негативные последствия:
— Маркировка пива, пивных напитков и бутилированной воды — это избыточная и неоправданная нагрузка на участников рынка. Регулятор декларирует маркировку как инструмент борьбы с контрафактом, однако такая проблема для рынка неактуальна. А цели количественного учета пивоваренной продукции достигаются при помощи существующей системы ЕГАИС, а также счетчиков учета и контроля на производстве, — считает гендиректор БПЗ Алексей Рыбников.
По его предварительным подсчетам, стоимость оборудования для маркировки только на одну линию розлива составят более 7 млн руб., поставить их на все линии выйдет в 80–100 млн руб. При этом еще 30–40 млн руб. ежегодно придется выделять на приобретение маркировочных кодов и поддержание системы в рабочем состоянии. В итоге, маркировка приведет лишь к росту стоимости продукции для конечного потребителя, снижению объемов производства и налоговых поступлений в бюджет.
В целом, на Алтае и производители из других отраслей не спешат добровольно подключаться к экспериментам по маркировке. Так, 1 апреля 2020 года начался эксперимент по маркировке упакованной воды. Однако спустя восемь месяцев не появилось данных о том, что кто-то приобрел соответствующее оборудование, зарегистрировался в системе «Честный знак» и начал печатать на своей продукции коды Data Matrix. Местные производители в принципе не понимают, зачем маркировать воду и отмечают, что это слишком дорогое удовольствие.
Производители молочной продукции продолжают борьбу за отмену обязательной маркировки своей продукции. При этом именно молочники подняли шум и заставили правительство перенести сроки ввода маркировки на 2021 год. Однако алтайский бизнес-омбудсмен Андрей Осипов после просьбы вмешаться в ситуацию заявил, что намерен добиваться переноса сроков ее обязательного введения.
По данным экспертов, для молочного рынка страны расходы на запуск системы контроля составят 61,3 млрд рублей, а затем ежегодно понадобится еще 35,2 млрд рублей на приобретение кодов Data Matrix и обслуживание оборудования для их нанесения на упаковки. Из-за этого продукция вырастет в цене минимум на 10%.
Проблемы есть и с самой системой отслеживания, это доказала фармацевтическая отрасль: система не работала исправно даже когда в ней зарегистрировано 60 тысяч аптек. Что же будет когда количество участников возрастет в десятки раз?