В настоящий момент в редакции ТР ЕАЭС 047/2018 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» установлено, что пивоваренную продукцию можно производить с частичной заменой пивоваренного солода зерном и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами) при условии, что их совокупная масса не превышает 50% массы заменяемого солода, а масса сахаросодержащих продуктов — не более 5 процентов массы солода, зерна и зернопродуктов.
Такое положение позволяет расширить ассортимент производимых сортов пива с использованием несоложеного сырья. Любые искусственные ограничения в рецептуре приведут к существенному сокращению вариативности представленных сейчас на российском рынке пивоваренных брендов, а также окажут негативное экономическое влияние на российских производителей.
Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика»:
«На наш взгляд, текущая редакция техрегламента в полной мере отражает международную практику развития пивоварения.
В большинстве стран мира отсутствует законодательно закрепленное требование о содержании солода в пиве. В тех странах, где такое требование существует, в среднем соотношение солода и несоложеных материалов составляет 50-60%.Действующий в России федеральный закон №171 позволяет при производстве пива заменять зерном и сахаросодержащими продуктами не более 20% солода, по этой причине многие признанные международные пивные бренды в России названы пивными напитками. Техрегламент ЕАЭС это скорректировал, установив соотношение 50% солода и 50% несоложеных материалов для производства пива. Проект изменений в техрегламент в части повышения доли солода в пиве до 80% — это шаг назад. Мы надеемся, что в ходе публичных обсуждений и дискуссии на уровне стран ЕАЭС соотношение 50 на 50 в техрегламенте не изменится».
Изменения утвержденной нормы — это попытка недобросовестной конкуренции со стороны ряда участников рынка, поддерживающих изменение. Тех, кто по каким-то причинам не может позволить себе производить более широкий ассортимент пива и конкурировать с другими производителями. Поскольку число участников рынка растет, что подтверждает статистика, и конкуренция усиливается, вероятно, растет желание ее затормозить или снизить такими нерыночными методами.
Аргументация сторонников по изменению рецептуры и отсылка к «традиции» не выдерживает критики, поскольку эта норма стала стандартом только в 2012 году и уже тогда вызвала большие дебаты. Выпускаемое в советское время «Жигулевское» в такой классификации также было бы «пивным» напитком.
При этом важно отметить, что разговоры о якобы снижении потребления солода и сокращении посевов ячменя не имеют под собой оснований. Все крупные производители пива, наоборот, активно развивают программы сотрудничества с российскими аграриями для обеспечения производства высококачественным сырьем, прежде всего ячменем. У компаний, входящих в АПП, есть свои солодовни.