Как и в случае с вином, в пивном мире тоже существуют так называемые защищенные географические наименования. Соответствующий значок PGI (Protected Geographical Indication) в европейских странах получают только те продукты, которые произведены в определенном регионе из определенных ингредиентов с соблюдением рецептуры. Обычно этот статус присваивается всяким продуктам питания и вину: моденский бальзамический уксус, словацкая брынза и корнуоллские сардины — все они имеют статус PGI. Однако в случае с Чехией статус «защищенное географическое наименование» получило пиво, что довольно-таки большая редкость.
Таких пивных PGI-статусов в Чехии несколько, но самым главным является «České pivo», которым с 2008 года могут обозначаться только те сорта пива, которые, во-первых, производятся по традиционной технологии и только в пределах Чешской Республики, во-вторых, делаются преимущественно из определенного местного сырья (вода, хмель, солод), а в-третьих, успешно проходят специальную проверку. Иными словами, такое пиво считается максимально аутентичным и, в определенной степени, максимально качественным.
И вот что самое интересное: из нескольких сотен чешских пивоварен значок «Chráněné zeměpisné označení» и надпись «České pivo» имеют право ставить на свое пиво (но не всегда на весь ассортимент) лишь полторы дюжины.
В Европе существует еще несколько подобных защищенных наименований, только относятся они не к обширным категориям а-ля «чешское пиво», а к отдельным стилям: в частности, к кельшу и ламбику. Кельш — это локальный специалитет, зародившийся в немецком городе Кельн, ламбик — такой же специалитет, но уже бельгийский, вернее, брюссельский.
В обоих случаях пиво считается местной достопримечательностью и давно является полноценной частью местного культурного достояния. И в обоих же случаях наименования стилей фактически привязаны к родной земле или к местным технологическим нюансам пивоварения. Так, надпись kölsch может присутствовать только на аутентичных сортах, сваренных на кельнщине, а lambic (а еще gueuze, кстати) должен быть произведен в строгом соответствии со специфической технологией, в идеале в районе Брюсселя. То есть, скажем, польская пивоварня не может выпустить кельш с надписью kölsch — таково евросоюзное законодательство.
Но что европейцу закон, то русскому не указ. Как, в принципе, и американцу. И формально никто не запретит находящейся за пределами ЕС пивоварне напечатать для своего пива этикетки со словом kölsch или продавать свое дикое пиво как lambic. И тем не менее, этого почти никто не делает. И хотя бельгийцы никогда не узнают, что где-то в далеких сибирских лесах вот уже пятый год пивовар Василий Петрович сбраживает свой дикий эль дрожжами, собранными с левого уха своей собаки, это пиво не будет продаваться как lambic.
Потому что существует уважение к коллегам по цеху и какая-никакая, но пивная этика. Есть, конечно, исключения (привет маркетологам из Medovarus, которые слово «ламбик» вообще на медовуху лепят), но чаще всего «неродные» сорта обозначаются иначе: кельши маркируются как German Style Ale, German Style Kölsch или схожим образом, а неаутентичные ламбики зовутся Belgian Style Lambic или просто Wild Ale.
Уважение к названиям чужих специалитетов, кстати, отражено в стилевом гайде американской ассоциации пивоваров: и кельш, и ламбик, и гез, и некоторые другие стили (даже незащищенные) там имеют в названии отсылку к соответствующим стране или городу. И это правильно.