Для большого количества поклонников пива массовые «магазинные» сорта — это такое злое зло, которое очень мешает хорошему пиву завоевать мир. Для менее радикально настроенных потребителей масс-маркет пиво предстает, как говаривал старина Кант, ding an sich, то есть «вещью в себе». В том узком смысле, что такое пиво, несмотря на свою ультрапопулярность, остается непонятным, и смысл его существования ставится под сомнение: мол, почему и зачем ЭТО вообще существует, если есть более интересное/вкусное/сложное?
Ответ на «почему?», вроде бы, лежит на поверхности: массовые лагеры популярны, потому что они простые и доступные. А вот с «зачем?» уже сложнее: как ответить на вопрос «зачем существует дешевое массовое пиво?», помимо очевидного «чтобы его покупали и тем самым давали зарабатывать бизнесу»?
Кажется, у меня есть еще один, немного менее очевидный, ответ: массовое пиво существует для того, чтобы могло существовать немассовое.
Не в том плане, что все относительно и «без черного не увидишь белого» и «добро не может существовать без зла», а в более приземленном смысле. Благодаря своей массовости именно простое пиво всегда двигало индустрию вперед: очень многие достижения отрасли были оплачены пивоваренными гигантами.
Например, пивовары наверняка так и таскали бы глыбы льда с замерзших водоемов, если бы не деньги Spaten, на которые холодильные установки многие годы разрабатывались, развивались и становились доступнее. Ученый Эмиль Хансен, давший миру чистую культуру пивоваренных дрожжей и таким образом поднявший качество пива на принципиально новый уровень, работал не на парочку независимых пивоваров за еду, а на богатую Carlsberg (которая, кстати, спонсировала и Нильса Бора).
Некоторые крупные производители хмеля, в том числе специфических его сортов, нежно любимых крафтоварами, живут и развиваются благодаря большим контрактам с мировыми пивгигантами. Да чего уж там: многие известные крафтовые пивоварни так или иначе поддерживаются именно крупняками (недовольные этим фактом могут высказаться в комментариях).
Всякие исследования, появление ноу-хау, выведение более эффективных сортов сырья, доступность тех или иных технологий и так далее — все это, как правило, оплачивается из кармана больших пивоваренных компаний и рано или поздно становится достоянием в том числе и малых производителей.
Точно так же, как ВПК и космическая отрасль являются источником множества технологий, лежащих в основе привычного нам быта, клятый масс-маркет прокладывает дорогу в будущее пивоварения, по которой потом гордо и независимо шагают крафтовые пивоварни.
Массовое пиво можно игнорировать, не любить, ненавидеть, даже презирать. Главное помнить: не будет «магазинной ссанины» — не станет и «нормального пива». Так что пусть живет и здравствует, тем более что пить это пиво никто не заставляет.