Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову письмо с опасениями по поводу эксперимента по маркировке алкоголя и пива марками с RFID-метками, который намерены провести с 1 января по 1 июля 2021 года:
— Использование RFID-технологий при маркировке алкоголя принесет существенные дополнительные затраты для бизнеса, а значит, и для потребителя, — сказано в письме.
В письме также отмечается, что сегодня каждая марка уже имеет уникальный штрих-код, что исключает возможность подделки и обеспечивает полную прослеживаемость алкоголя. При этом для внедрения RFID-меток нужно будет приобрести сканеры для складов и касс, а общие затраты на внедрение технологии, включая ее функционирование и закупку меток, составят «десятки миллиардов рублей в год».
В ТПП опасаются также и экологических последствий применения RFID-меток с точки зрения утилизации. Кроме того, если Госдума примет законопроект о введении унификации марок, то вместе с этим запуск RFID-меток усложнит процесс для всего бизнеса. Маркировка алкоголя и пива вызовет логистические и организационные проблемы.
Сейчас производимая в РФ алкогольная продукция, кроме идущей на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, которые приобретаются в органах Росалкогольрегулирования, а импортируемый алкоголь — акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах. Требование о нанесении специальных и акцизных марок не распространяется на пиво и пивные напитки, сидр, пуаре (грушевый сидр) и медовуху.