БизнесРезультаты маркировки пива в 2024 году: триумф или фарс?

Результаты маркировки пива в 2024 году: триумф или фарс?

Независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин подвел итоги 2024 года по производству и розничным продажам пива, сидра и медовухи. Казалось бы, почти миллиард литров прироста — это ли не успех системы маркировки? Но если копнуть глубже, реальность оказывается куда менее радужной.

Производство растет. Почему? Да потому что…

Согласно данным, представленных Небольсиным, в 2024 году произведено 9,23 миллиарда литров пива и слабоалкогольных напитков — на 12% больше, чем годом ранее. Лидерами прироста стали сидр, пуаре и медовуха. Если ориентироваться исключительно на цифры, то можно представить, что маркировка наконец-то навела порядок и легализовала рынок. Но это лишь иллюзия.

Результаты маркировки пива в 2024 году: триумф или фарс?

Первая причина роста — банальное манипулирование запасами перед резким повышением акцизов. С 1 января 2025 года акциз на пиво и пивные напитки увеличился сразу на 4 рубля, что вынудило производителей массово отгружать продукцию на склады по старым ставкам. В итоге декабрь 2024 года стал рекордным по объемам производства — на 20% выше, чем в декабре 2023 года. Это не результат маркировки, а попытка бизнеса адаптироваться к очередному налоговому удару.

Вторая причина — переток продукции между категориями. После введения новых акцизных ставок на слабоалкогольные коктейли, плодово-виноградные напитки и алкогольно-плодовую продукцию производители просто начали маскировать одни напитки под другие. Так, 34 миллиона литров алкогольно-плодовых напитков перекочевали в сидры, а 100 миллионов литров коктейлей и виноградо-содержащих напитков стали «пивными напитками». Вот вам и весь «чудесный» рост сегмента. А маркировка? Она не сыграла никакой роли — «Честный знак» исправно стоит на банках с продукцией, а что там на самом деле внутри, система не в силах контролировать.

Розница: туристы, жара и маркетинг

Если с производством все ясно, то розничные продажи тоже демонстрируют рост — на 7,6%. Снова заслуга маркировки? Как бы не так!

Третья причина — погодные условия. 2024 год запомнился жарким и продолжительным летом, а также аномально теплым сентябрем, что привело к увеличению спроса на пиво и слабоалкогольные напитки. Производители работали на полную мощность, выгружая продукцию в сеть без каких-либо препятствий. Очередное стечение обстоятельств, которое никак не связано с введением маркировки.

Четвертая причина — внутренний туризм. Резкий рост путешествий по стране вызвал параллельное увеличение потребления алкоголя. Чем больше туристов в регионах, тем выше продажи в барах, ресторанах и магазинах. По данным Минэкономразвития, оборот HoReCa за 2024 год вырос на 24%, а рынок алкоголя — примерно на 10%. Это не заслуга маркировки, а естественный экономический процесс.

Вывод: кто здесь глупец?

Если бы рост производства и продаж произошел исключительно в пиве, без аналогичного скачка в других алкогольных категориях, можно было бы говорить о чудесах маркировки. Но факты говорят об обратном. Производители не стали честнее, рынок не стал прозрачнее, а контрафакт, как продавался, так и продается — только теперь с легальной маркировкой.

Так что же мы имеем? А только лишь очередное дорогостоящее нововведение, которое никак не повлияло на прозрачность рынка, но при этом добавило бизнесу головной боли. Вместо контроля качества — бюрократия, вместо реального заслона нелегалу — фикция. И вишенка на торте — налоговая нагрузка, которую снова перекладывают на плечи потребителей.

Маркировка пива? Скорее маркировка здравого смысла, на котором поставили крест.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Дегустация нового нитро-стаута от «Балтики»

Недавно мне посчастливилось побывать на заводе компании «Балтика», где я стал одним из первых, кто попробовал их новый продукт...

Бренд «Балтика» стал №1 в алкогольной индустрии

Бренд «Балтика» занял первое место в рейтинге Национального ритейл-аудита «Нильсен» в категории «алкогольная индустрия» по итогам 2024 года. Исследование...

Депутат Госдумы возразил Бастрыкину по торговле пивом

Сергей Алтухов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, представляющий партию «Единая Россия», считает, что вопрос повышения возраста...

Другие статьипохожие
Рекомендовано для вас