12 крупных производителей пива, вина и крепких напитков, входящие в состав Международного альянса ответственного потребления алкоголя (IARD), и 14 международных и региональных онлайн-ретейлеров разработали всемирные стандарты онлайн-продажи и доставки алкоголя.
Алкогольную отрасль представляют AB InBev, Asahi, Carlsberg, Heineken, Kirin, Molson Coors, Diageo, Pernod Ricard, Bacardi, Brown-Forman, Beam Suntory, William Grant & Sons. Интернет-ретейлеров — Drizly, Uber Eats, Glovo, jd.com и другие компании. Участники соглашения призывают игроков рынка онлайн-торговли присоединиться к сотрудничеству и стимулировать разработку аналогичных стандартов в своих странах.
— Эти глобальные меры безопасности для алкогольной онлайн-розницы покрывают весь процесс — от момента начала покупки до момента доставки, что позволяет предотвратить доставку алкоголя несовершеннолетним или пьяным покупателям, — сказал исполнительный директор компании Beam Suntory и председатель совета директоров IARD Альберт Балади.
По данным Euromonitor, за 2020 год продажи алкоголя через интернет выросли на 33% при общем сокращении объёма продаж алкоголя на 6%. На долю онлайн-торговли пришлось 4% всех продаж алкоголя в сегменте офф-трейд. За период 2015-2020 годов онлайн-торговля алкоголем в стоимостном выражении выросла на 120%, а общий объём продаж в 2020 году составил 36,8 млрд долларов США. До 2024 года на ключевых рынках объём продажи алкоголя через интернет в стоимостном выражении вырастет на 74%.
Чтобы стимулировать развитие рынка в русле ответственного потребления алкоголя, производители и онлайн-продавцы разработали пять основных правил, которым должны следовать все участники рынка.
- Контроль возраста покупателей алкоголя. Онлайн-сервисы — участники соглашения используют для этого цифровые технологии: просят пользователя просканировать документы и снять фото или видео для сличения с документами, затем документы покупателя ещё раз проверяются при доставке заказа.
- Использование механизмов, ограничивающих доставку алкоголя несовершеннолетним или пьяным покупателям, а также там и тогда, когда это запрещено законом.
- Обучение курьеров и стимулирование их следовать требованиям и не вручать заказанный алкоголь при возникновении сомнений. Участники соглашения обучают курьеров взаимодействию с подозрительными покупателями (пьяными, ведущими себя нервно), а также запрещают последующие заказы потребителям, которые ведут себя агрессивно при общении с курьером. При этом с покупателей могут брать дополнительную комиссию за возвращение заказа на склад.
- Информирование потребителей об опасностях злоупотребления алкоголя, внедрение механизмов, позволяющих потребителям, не желающим видеть рекламу или предложения о покупке алкоголя, отключить для себя эти разделы онлайн-магазинов.
- Мониторинг соблюдения стандартов и поддержка их использования как основы для создания локальных и национальных правил.