Производство пива и пивных напитков в России за первые девять месяцев 2023 года сократилось на 1,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 625,6 млн дал, согласно данным системы ЕГАИС. В частности, выпуск пива уменьшился на 1% до 549,7 млн дал, а пивных напитков на 4,6% до 75,9 млн дал.
Представитель Росалкогольтабакконтроля объясняет такую тенденцию перепроизводством продукции в 2022 году. Однако участники рынка с этим не согласны. По их мнению, основной удар по производителям пива и пивных напитков нанесли введенные в этом году дополнительные меры регулирования маркировка и реестр пивоваров.
С 1 марта 2023 года в России введена обязательная маркировка пива в кегах, а с 1 октября в полимерной и стеклянной таре. Стоимость одной марки составляет 60 копеек с НДС. При этом затраты на маркировку и контроль на каждой линии по оценкам производителей исчисляются сотнями миллионов рублей. Введение реестра пивоваров также требует установки счетчиков на производствах мощностью от 100 000 дал в год, что, по заявлению малых пивоваров, грозит многим из них банкротством.
Небольсин указывает, что вся группа напитков (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха) показала снижение на 1,36% по итогам девяти месяцев. Эксперт также обращает внимание, что с 1 января в ЕГАИС учитываются объемы, поставляемые на новые территории России. То есть падение производства происходит на фоне роста числа потребителей. Об этом же говорит директор по производству пивоварни Knightberg Елена Тюкина. Она напоминает, что последние 5 лет сегмент пивоваренной продукции рос, пусть и невысокими темпами. Из-за снижения производства государство недополучит 2,6 млрд рублей в виде акцизов и НДС, подсчитала Тюкина.
Ранее представитель оператора системы маркировки ЦРПТ заявлял, что в 2022 году из-за незаконной торговли пивом бюджет недосчитался 35 млрд рублей. По мнению организации, эту проблему можно решить с помощью маркировки. Представитель ЦРПТ отмечает, что снижение производства наблюдается на всем алкогольном рынке, причем пиво падает меньше остального алкоголя. Главными факторами являются рост стоимости сырья, упаковки и инцидент с «Мистером сидром», повлиявший на доверие к такой продукции.
По мнению владельца брендингового агентства Кауфмана, малые пивоварни могли сократить выпуск из-за расходов на маркировку. Представитель ЦРПТ с этим не согласен, ссылаясь на оценку Минфина, что маркировка повышает себестоимость максимум на 14 копеек. Для крупных игроков существенным оказался уход с рынка популярных международных брендов, которые пока не заместили локальными марками, считает Кауфман.