В Совете Федерации обсудили вопрос введения минимальных розничных цен на пиво. МРЦ продвигает Союз российских пивоваров (СРП), который объединяет в основном крупные региональные пивзаводы, «Томское пиво», «Сыктывкарпиво» и т.д. Против выступает тройка транснациональных компаний.
Предмет спора понятен — AB InBev, Heineken и Carlsberg (Балтика) могут себе позволить продавать в рознице пиво условно по 30 рублей за 0,5 л. А для региональных заводов это ниже себестоимости. В результате мелкие пивоварни не могут конкурировать за самого малообеспеченного потребителя. А это — более 50% населения Российской Федерации.
В Совфед пришли все — Минздрав, Минфин, Минпромторг, Минэк и ФАС. Казалось, шансы на принятие МРЦ есть — в свое время таким же образом ввели минимальные цены для водки и коньяка. Но оказалось, что здесь людям из министерств как будто заранее выдали методички, написанные под диктовку транснационалов. А там — известная мантра: если подорожает пиво, то все сразу перейдут на водку.
— Есть риск при введении минимальной регулируемой цены на слабоалкогольные напитки перетока, или эффекта замещения, когда потребитель алкогольной продукции переходит из категории слабоалкогольных к крепкой алкогольной продукции, — сказал замглавы Минздрава Евгений Камкин.
Ему вторил замглавы ФАС Андрей Кашеваров: «Нет четкой уверенности в том, что введение минимальной розничной цены — и, по сути дела, наверное, ее повышение, в противном случае вводить ее бессмысленно — не приведет к перераспределению спроса в адрес крепкого алкоголя».
Как говорится, найдите десять отличий. В итоге инициативу по МРЦ на пиво не приняли, против выступили все министерства на радость крупнейшим международным пивоварам.