Многие предприниматели сталкиваются с тем, что местная администрация запрещает писать им на вывеске слово ПИВО, утверждая, что это реклама алкоголя. Конечно, это не так. ФАС разъясняет, чем вывеска отличается от рекламы, в письме № АК/92163/17 от 27.12.2017. Там указывается, что если на фасаде магазина размещены фотографии товаров (например пивная кружка) без указания торговой марки, цены и т. д. — это не реклама.
Рекламой не считаются вывески и указатели с профилем деятельности компании, ассортиментом товаров, если на них нет названий и характеристик товаров, торговых марок. Требуемая по закону или обычаям делового оборота информация (название фирмы, режим работы, номер телефона, сайт, указание на место входа и т. п.) — не реклама, но она не должна сопровождаться слоганами, информацией о характеристиках товара, акциях, скидках. Кроме того, размещаться эта информация должна только непосредственно у входа в место продажи, а не, например, на другой стороне дома или улицы.
Информация в меню или прейскуранте (в том числе размещение меню на рекламной конструкции или фасаде здания) не считается рекламой, но если привлекается внимание к одной или нескольким позициям в меню — это уже реклама.
В письме от 24.09.2018 АК/76734/18 «О рекламе продавца алкогольной продукции» ФАС разъясняет, что реклама — это всегда информация о конкретном предназначенном для продажи товаре, который можно индивидуализировать, выделить внутри группы однородных товаров. То есть если в рекламе формируется интерес к пиву как напитку, без конкретных индивидуализирующих признаков товара (в том числе без конкретных наименований), объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает.
Но если рекламируется продавец товаров, и в рекламе указываются сведения формирующие интерес к пиву как напитку, можно сделать однозначный вывод, что рекламируется именно деятельность по продаже пива. Такими фразами могут быть, например, «Свежее пиво», «Всегда холодное пиво», «Вкусное живое пиво», «Свежие закуски».
Не спасёт и замена слова «пиво», например, на «пенное» или на «пенные напитки»: эксперты ФАС считают, что «пенное» в сочетании с тематическими изображениями (кружками, колосьями, шишками хмеля, закусками) говорит именно о пиве. То же и, например, со словом «диво»: конструкция «магазин разливного дива» вызывает у потенциальных потребителей стойкую ассоциацию именно с пивом, считают эксперты (№ СЮ 04-03/2010-148Р).
В письме № АК/1829 от 24.01.2011 «О разграничении понятий “вывеска” и “реклама”» уточняется, что сами по себе слова и выражения типа «пиво», «живое пиво», «вина», «вина Кубани», «сигареты», «алкоголь», «табак» и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.
При этом подчёркивается, что размещение таких слов и выражений в месте производства и продажи может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота и не является рекламой. Следовательно, в другом месте это может быть расценено как реклама.
Но, несмотря на все эти разъяснения, трактовка норм управлениями ФАС и судами может варьироваться. Так, Татарстанское УФАС в деле № 08-44/2016 сочло рекламой, поддерживающей интерес к пиву, вывески «Пивоман», содержащие слово «пиво» и изображение бокала. «Указанная реклама, размещенная в виде вывесок, обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к приобретению в магазинах с вывеской “ПИВОМАН” алкогольного напитка (пива), реализуемого в данном магазине (заведении)», — говорится в решении.
В обоснование своей позиции УФАС ссылается на Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2011 № А19-8855/10, в котором суд определил, что изображение на вывеске питейного заведения кружки с напитком желтого цвета является рекламой пива, так как ресторан является пивным, что приводит к ассоциации указанного напитка с пивом, а также на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 № 17АП-13674/2010-АК, в котором суд определил, что при указании наименования «пивной ресторан» данная организация должна разместить предупреждение о вреде пива, так как указание наименования «пивной ресторан» является фактом привлечения внимания, как к самому ресторану, так и к пиву, реализуемому в нем.
Поэтому однозначного ответа о том, могут ли быть признаны ненадлежащей рекламой вывески пивных магазинов и баров со словом «пиво» или изображением пивной кружки, дать нельзя — трактовать нормы закона эксперты ФАС и судьи могут по-разному. В любом случае, решение ФАС можно оспорить в суде, а решение суда — в вышестоящей инстанции.
Мы на х ую вертели эти законы! Пили пьем и будем пить СВЕЖЕЕ ПИВО!