В последние дни в ряде российских СМИ вышла череда материалов о результатах мониторинга «Общественной потребительской инициативы» под громкими заголовками о том, что 55% пива на российских прилавках производится с нарушением состава и опасно для здоровья. Организация заявила, что изучила более 106 образцов пива на прилавках магазинов Москвы, Московской, Архангельской, Брянской, Иркутской, Челябинской, Калужской, Мурманской областей, Краснодарского края, Республик Башкортостан, Крым и Татарстан.
При этом «Общественная потребительская инициатива» сама указала, что к найденным нарушениям относятся некорректные наименования продукции, место нахождения изготовителя, энергетическая ценность, дата изготовления… и если неверные дата изготовления и место производства — это действительные серьезно, то так ли уж важна энергетическая ценность?
Отсутствие на упаковке информации о содержании этилового спирта — серьезное нарушение требований законодательства, но как оно связано с нарушением состава? Отсутствие информации о ГОСТе на этикетке делает пиво из солода, хмеля и воды опасным?
— Выявленные нарушения указывают на пренебрежение изготовителями обязательными требованиями и сокрытие от потребителей необходимой информации, что существенно повышает риск причинения вреда здоровью граждан при употреблении данной продукции, — заявил председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Но где детализация этих нарушений? Почему ее не предъявляют общественности? Между тем, требования к маркировке алкогольной продукции порой до абсурда скрупулезны. Например, перечисление ингредиентов «хмель, солод, вода, дрожжи» будет считаться нарушением. Правильно — в порядке убывания объема (вода, солод, хмель, дрожжи). Но, положа руку на сердце, кому из потребителей не наплевать, в каком порядке перечисляются ингредиенты?
Давайте честно, есть ли у нас объективные данные о том, как влияет на потребление алкогольной продукции наличие предупреждающей надписи о вреде? И делает ли отсутствие этой надписи пиво опаснее, чем оно есть? Конечно, нарушение действующих требований законодательства — это в любом случае плохо. Но вещи нужно называть своими именами.
«55% российского пива продаются с нарушением требований к информации на этикетке» — это корректный заголовок. «55% российского пива опасно» — это фейк!