В этой статье есть не только ответ на вопрос «Почему отечественный «Козел» отличается от чешского?», но и почти все, что вам в принципе стоит знать о лицензионном пиве.
Зачем пиво вообще выпускают по лицензии?
Выпуск лицензионного пива — очень удобная штука, от которой выигрывают все. Владелец торговой марки (лицензиар) расширяет географию присутствия своего бренда и получает свою долю с каждого произведенного на чужбине литра, уполномоченный им местный производитель (лицензиат) зарабатывает за счет известного имени, ну а потребители получают возможность пить пиво легендарных зарубежных брендов за сравнительно скромные деньги.
Как это работает? Кто, с кем и о чем договаривается?
Вне зависимости от того, кто стал инициатором сделки, стороны встречаются и пытаются понять, может ли местная пивоварня технически и профессионально потянуть производство чужого сорта и способна ли обеспечить достаточные объемы продаж. Далее проводятся исследования рынка и, в зависимости от результатов (а также от желания владельца бренда), принимается решение: стоит ли адаптировать сорт под локального потребителя или нет.
Затем стороны согласовывают и фиксируют в договоре и приложениях рецептуру, дизайн этикеток, маркетинговые активности и прочие нюансы. На этом этапе требования владельца бренда могут быть как очень жесткими (сырье, тип фильтрации, этикетки, реклама и т.д. — все как мы вам скажем), так и весьма либеральными (просто покажите нам, что вы там придумали). При этом поменять что-то на ходу без согласования не получится: накажут.
Почему лицензионные сорта пива отличаются от оригинальных?
Одна из главных причин — адаптация под локальный рынок. Учитываются и вкусовые предпочтения местных любителей пива, и их финансовые возможности, и ассортимент конкурирующих марок, и прочие факторы. Вторая причина — банальная разница в транспортировке и хранении импортного и местного пива. Кроме того, бывает так, что локальное производство по той или иной причине просто не может сделать точную копию оригинала. Если эта ситуация устраивает обе стороны лицензионного соглашения, то проблемы как бы и нет.
В лицензионном сорте легко можно встретить чуть отличающуюся от оригинала крепость, слегка измененный баланс вкуса или едва отличный цвет, но не более того. Пиво с кардинальными изменениями в органолептике, скорее, просто оформят как отдельный сорт в рамках того же бренда. И это логично.
Кто и как контролирует качество и вкус лицензионного пива?
Как правило, из каждой партии отбираются несколько образцов и отсылаются лицензиару для проверки. Владелец бренда, в свою очередь, регулярно отправляет на локальные пивоварни своих аудиторов: одни проверяют как идут дела в цехах, другие общаются с менеджерами.
Иногда по итогам очередного аудита лицензию отзывают, но случается и так, что после проверки претензии прилетают уже родному заводу: мол, а чего это лицензионный сорт удачнее нашего? Мне, например, известна история, когда одна зарубежная пивоварня вежливо попросила своего российского партнера не отправлять на конкурс выпускаемый им лицензионный сорт, потому что он имел все шансы обскакать оригинал.
Выпуск лицензионного пива — это, повторюсь, затея, в основе которой лежит взаимная выгода, и любые производственные, маркетинговые и прочие процессы будут рассматриваться в первую очередь с точки зрения финансовых рисков. Это значит, что к хорошо продающемуся лицензионному сорту у лицензиара всегда будет меньше вопросов и претензий. Вряд ли кто-то побежит отзывать лицензию у допустившей какой-то промах пивоварни, которая исправно генерирует лицензиару хорошую прибыль и при этом не вредит его репутации.
Но бывает и наоборот. Если ты варишь самое прекрасное на свете лицензионное пиво с идеальным попаданием в характеристики оригинала, но при этом не можешь его реализовать, лицензию у тебя в конечном счете отберут. Потому что умение варить классное пиво — это, конечно, важно, но умение это пиво продавать — намного важнее.