Ровно 50 лет назад в небольшом пабе на западном побережье Ирландии произошло событие, определившее дальнейшую судьбу британского и, отчасти, мирового пивоварения: именно там 16 марта 1971 года четверо англичан, обыкновенных любителей хорошего пива, договорились об основании независимой потребительской организации CAMRA (https://camra.org.uk/) — Campaign for the Revitalisation of Ale или «Кампании за возрождение эля».
Инициатива возникла не на ровном месте: активное развитие пивоваренной промышленности и рост потребления в то время привел к упрощению пива в целом и наводнению британских магазинов и пабов массовыми сортами. Особенно пострадали производители так называемых касковых элей: непастеризованного пива верхового брожения, для которого характерны дозревание в специальных бочках (касках) и натуральная карбонизация.
Ввиду сложности изготовления и реализации этот традиционный тип британского эля был практически выдавлен с рынка в пользу более современного фильтрованного принудительно карбонизированного кегового пива. Собственно, именно это и стало одной из причин основания CAMRA: авторы инициативы горели желанием спасти небольших производителей и вымирающий вид пива, на который большим пивоварням было наплевать.
Несмотря на некоторую свою наивность, всего через два года после основания Кампания привлекла более 5 тысяч сторонников — людей, которые выступали за сохранение и продвижение касковых элей, небольших локальных пивоварен и неразрывно связанной с ними традиционной британской пабной культуры. К тому моменту движение было решено переименовать в Campaign for Real Ale — «Кампанию за настоящий эль». По одной из версий, заменить одно слово пришлось из-за того, что его было непросто выговорить даже в трезвом состоянии.
В итоге, уже за первые двадцать лет своего существования руководство CAMRA не только организовало выпуск нескольких тематических печатных изданий и провело ряд пивных фестивалей, но и сумело сформировать достаточно мощный фронт, способный успешно бороться с монополией пивгигантов и сохранять британское пивное наследие. Благодаря CAMRA настоящие касковые эли доступны и сегодня, причем не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами, в том числе и в России. Конечно, этим заслуги организации не ограничиваются, но поскольку пост не резиновый, подробнее о деятельности этих ребят расскажу в отдельном посте.
Сейчас организация насчитывает почти 200 тысяч участников, ежегодно проводит десятки пивных фестивалей и конкурсов, издает авторитетные справочники по пиву и пабам и представляет реальную силу, с которой приходится считаться даже властям. Кстати, фактически именно появление CAMRA стало одним из катализаторов той самой крафтовой революции, начавшейся в конце 70-х годов в Соединенном Королевстве и в дальнейшем получившей продолжение в США.
В общем, сегодня есть хороший повод сказать спасибо англичанам, выпить пинту британского эля и убедиться в том, что даже несколько обыкновенных любителей пива при должном упорстве могут изменить мир.