В «Опоре России» заявили, что эксперимент по маркировке пива, который должен начаться 1 апреля 2021 года, разорит пивоваров, при этом оснований для ее введения предприниматели не видят. Поэтому организация готовит резолюцию в адрес правительства и Совета Федерации.
— Мы понимаем, что эксперимент все равно будет внедрен, но считаем, что оснований для введения маркировки нет. Никто не знает, какой объем безакцизного пива в России, чтобы говорить о необходимости увеличить доход госбюджета от пива, а это и есть главная цель маркировки. Улучшать сегодня нечего, и так идет прибавка поступлений в бюджет. В текущем году, по информации на середину декабря, акцизные поступления, по сравнению с прошлым годом, увеличились на 8,5%, — сказал председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции и напитков брожения Алексей Небольсин.
Он также отметил, что не понятно, как технически наносить маркировку, ведь на больших предприятиях в секунду вылетает около 20 банок. Неизвестно и сколько будет стоить оборудование, где взять столько сканеров, чтобы обеспечить рынок. При этом 95% рынка пива занимают малые производители, которые просто не переживут маркировку.
Президент Союза участников пивной торговли Николай Желагин поддерживает контроль над всей цепочкой доставки как метод борьбы с нелегальным пивом. Однако это должна быть не дорогостоящая маркировка. Он подчеркнул, что ни одна система контроля не будет работать, пока контролируют законопослушных участников рынка:
— В Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (РАР) год назад был готов к реализации механизм онлайн-регистрации продаж пива, оставалось просто его запустить. Мы посчитали, что сама система контроля, которую хочет внедрить правительство в виде маркировки, абсолютно точно будет стоить дороже, чем результат от ее применения, если говорить о собираемости налогов. Сегодня полностью отсутствует контроль над розничной продажей пива. РАР не проверяет торговые точки, Роспотребнадзор не имеет полномочий и желания контролировать легальность продаваемого и приобретенного пива, налоговая — аналогично.