Пока эксперимент по маркировке пивной продукции идет кое-как под дружный стон отечественных пивоварен, ЦРПТ — та самая организация, что отвечает за маркировку — рассказала о том, какую полезную систему они предлагают. В частности, господа инноваторы анонсировали интеграцию с Роспотребнадзором: мол, на некачественный товар — в том числе и на пиво — можно будет пожаловаться прямо из приложения «Честный знак». Сканируешь марку телефоном, нажимаешь кнопочку «пожаловаться», и вершишь таким образом акт правосудия, который непременно приведет ко всеобщему счастью и благополучию.
Так вот, есть ощущение, что создатели системы не очень хорошо себе представляют, в чьи руки они вкладывают этот инструмент. Который, кстати, может быть или опасным, или бессмысленным, но точно не полезным.
Я сейчас, наверное, скажу крамольную вещь, но потребители в массе своей довольно плохо разбираются в качестве чего бы то ни было. Да, среднестатистический посетитель магазина сможет отличить гнилой помидор от хорошего или определить свежесть хлеба, а некоторые даже могут понять, насколько годное мясо им предлагают, но с пивом ситуация иная: 99% покупателей не имеют даже малейшего понятия о том, что такое качество пива, как его определить и чем измерить. И это нормально! Потому что мы с вами оцениваем напиток потребительски — его вкус, аромат и внешний вид, а качество — забота соответствующих отделов контроля на пивоварне и в магазине, не говоря уже о пресловутом Роспотребнадзоре.
С учетом всего этого, несложно представить себе, какого рода жалобы будут стекаться в контролирующий орган от возмущенной общественности, получившей в свои руки свисток: «ЭТО ПИВО ТОЧНО ИЗ ПОРОШКА!», «ОПЯТЬ НАМЕШАЛИ СПИРТА С ВОДОЙ И КРАСИТЕЛЕМ!», «НЕ ВКУСНО! ЗАПРЕТИТЬ!», «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НАРИСОВАЛ НА ЭТИКЕТКЕ РАДУГУ, ТРЕБУЮ РАЗОБРАТЬСЯ!» и прочий словесный мусор, не имеющий ничего общего с объективными качественными оценками.
В лучшем случае кто-то обратит внимание на дефекты вкуса/аромата или нарушения в оформлении контрэтикетки (например, нет адреса производителя или не указана энергетическая ценность), но эти адекватные отзывы неизбежно затеряются в общем потоке жалоб про спирт и порошок.
В итоге, как ни крути, получается полная ерунда. Потому что сперва Роспотребнадзору придется тратить время и бюджетные деньги на перелопачивание всего, что им прислали сознательные граждане, а потом, дабы продемонстрировать эффективную работу системы, проводить показательные порки по факту ни в чем не виновных участников пивного рынка.
Впрочем, есть надежда, что ничего этого не случится. Потому что встроенная в приложение система жалоб по традиции не будет работать, и всем вокруг, по той же традиции, будет на это наплевать.