Американский National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism опубликовал статистику потребления пива на душу населения с разбивкой по штатам. Алкогольный телеграм-таблоид «Пьяный Мастер» решил провести анализ цифр и понять, насколько официальная статистика отражает реальную картину.
Например, в российских СМИ часто используют статистические данные о потреблении чего угодно, в том числе и алкоголя, в качестве материала для текстов. Но в большинстве публикаций авторы совершенно не утзатруждают себя с поиском ответов о причинах того или иного роста или падения.
В итоге, в одном и том же издании можно найти заметки о том, что где-то стали больше пить, хотя за несколько месяцев до этого писали о снижении потребления алкоголя. И ведь никакого вранья — речь же про данные официальной статистики.
Но статистика — это просто цифры, которые образуются или меняются не сами по себе, а по какой-то объективной причине. Ну, а в России с причинно-следственными связями всегда были непростые взаимоотношения. И не только с точки зрения алкогольного потребления.
Рассмотрим для примера американскую карту. Проще всего с самым трезвым штатом. Это Юта — такая американская Чечня (в алкогольном смысле). В Юте основу местной общины составляют мормоны, в культуре которых есть запрет на алкоголь (а также на чай, кофе и марихуану).
С самыми пьющими чуть сложнее, но тоже довольно понятно. На протяжение многих лет самым пьющим штатом (на душу населения) остается Нью-Хэмпшир. Однако если посмотреть на статистику правонарушений, совершенных в пьяном виде, мы видим, что она лишь немного выше средней по стране. Значит ли это, что жители Нью-Хэмпшира законопослушные алкоголики? Вовсе нет.
Причина такого перекоса в том, что Нью-Хэмпшир — штат (один из четырех), где действует нулевая ставка налога с продаж (sale tax, американский аналог НДС). Соответственно, товары там стоят дешевле, поэтому жители соседних штатов — Мэна, Массачусетса и Вермонта — ездят в Нью-Гэмпшир, забивая багажники ящиками с дешевым алкоголем. А статистика ведется от продаж.
Другой постоянный алко-лидер США — Монтана. Там тоже действует нулевой налог с продаж, но вклад жителей соседних штатов не так велик, так как Монтана — это американская глубинка, и расходы на бензин для поездки не покроют выгоду от дешевого алкоголя.
Тут другая история, связанная с местными традициями и укладом жизни: Монтана — штат с одним из самых высоких процентов сельского населения. При этом треть монтанцев — потомки немецких переселенцев, у которых, в отличие от мормонов, потребление пива — часть традиционной культуры.
Плюс к этому, пить в Монтане начинают раньше, чем в других местах страны. В традициях штата родители часто сами наливают подростку выпить лет в 15-16, показывая тем самым, что воспринимают его как взрослого.
К тому же там сквозь пальцы смотрят на продажу алкоголя несовершеннолетним (в США, как известно, продажа выпивки разрешена с 21 года). Штраф магазину за продажу алкоголя не достигшему нужного возраста всего 250 долларов, а лицензию отбирают только за четыре зафиксированных нарушения подобного рода.