На прошлой неделе пообщался с сотрудниками нескольких поставщиков импортного пива. И увы, не услышал от них почти ничего хорошего. В этой статье собраны некоторые мнения участников рынка.
Импорт пива в целом постепенно опускается ко дну: в апреле объемы ввоза упали на треть, и в мае, судя по всему, тренд особо не изменится.
Сильнее всего, кажется, пострадало британское направление: после ухода Diageo (владеет брендами Guinness, Kilkenny и Harp) с российского рынка, постепенно начали пропадать и другие известные марки. То есть никаких новых поставок BrewDog, Fuller’s, Shepherd Neame, Samuel Smith’s и прочих именитых британцев не предвидится. Так что если увидите на полке что-то из перечисленного, то знайте: это остатки, и их можно смело забирать — новых уже не будет. Какие-то единичные бренды, впрочем, все-таки могут добраться окольными путями.
С Германией тоже не очень: импортеры говорят, что ушли далеко не все, некоторые хотят работать даже при текущих непростых условиях, но мешает другая проблема — резко подорожавшая стеклянная бутылка. «Шпатен» (который уже варят в России) дешевле 130₽ найти уже почти нереально, но он хотя бы есть. Как и россыпь некоторых других марок, часть из которых, впрочем, всего лишь остатки ранее завезенных партий.
Ах да, еще момент: разливного немецкого пива почти нет. В том числе и потому, что есть очевидная невозможность возвращать поставщикам металлические кеги, а в пластик лить могут не все. Например, Schneider Weisse в принципе не могут разливать в ПЭТ-кеги, так что «Шнайдер» в розлив у нас пока если и будет, то в очень малых объемах.
С Бельгией мнения чуть разделились: одни собеседники говорили, что особых проблем пока нет — работают и не волнуются, другие ожидаемо посетовали на сложность с логистикой и оплатами (Брюссель, если что, является столицей ЕС со всеми вытекающими): банки не торопятся проводить платежи, а транспорт не доставляет товар так же шустро, как раньше. Это приведет к тому, что те или иные сорта могут то пропадать, то снова появляться в продаже.
Чехия — лучше: там, вроде как, не столь принципиальные товарищи собрались, так что какие-то бренды все еще доходят до РФ, причем относительно легко.
В целом все сходятся в одном: какие-то мелкие ручейки с европейским импортом журчать будут, но ассортимент по итогу все равно окажется весьма скудный и непостоянный. Ну и цены едва ли порадуют: логистические и прочие ухищрения накинут импортным банкам и бутылкам ощутимую дополнительную наценку. Одни только перевозки подорожали минимум на треть, а один из источников сказал, что стоимость логистики в некоторых случаях увеличилась в три раза.
Проблему с логистикой стоит подчеркнуть отдельно: перевозки заметно подорожали и замедлились. Имеющих возможность и желание возить пиво оттуда сюда осталось не так много, и некоторые из них оценивают свои услуги настолько дорого, что вся затея просто теряет смысл: при таких затратах бутылка пива будет стоить столько, что просто не найдет своего покупателя. Пути, конечно, находятся, но проблема в целом остается серьезной.
Комплекс проблем привел к тому, что некоторые сорта пива приходят настолько малыми партиями, что раскупаются мгновенно.
В некоторой степени компенсировать нехватку иностранного пива могут некоторые восточно-европейские страны, а также пивоварни из Азии. И те, и другие, впрочем, по словам импортеров, почувствовали, откуда ветер дует, и начали диктовать свои условия, куда более нагло и смело, чем в прошлом году.
На фоне просадки импортного пива выиграли отечественные производители. Не все, но наиболее шустрые, подготовленные и обеспеченные финансово и технически пивоварни сейчас чувствуют себя очень хорошо. Например, всем известная Konix, судя по всему, нарастила продажи в несколько раз и с трудом справляется с заказами даже при наличии сразу нескольких производственных площадок.
Добро пожаловать в эпоху дефицита импортного пивка: увидел любимое — хватай, на всех не хватит.