Издание «Ведомости» сообщает о том, что компания «Балтика» направила депутату Госдумы Александру Хинштейну проект поправок закона о регулировании алкогольного рынка, которым вводится отдельное понятие «розничная продажа в розлив алкогольной продукции». Документ передан на рассмотрение в Минпромторг и профильный комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
В пояснительной записке сказано, что новая формулировка создаст основу для дальнейшего регулирования магазинов разливного пива, ведь сегодня этот сегмент меньше других контролируется государством, но при этом активно растет, хотя именно там якобы больше всего нарушений: неуплата акцизов, не учет отгрузок в ЕГАИС и т. д.
Мы считаем, что необходимо юридически выделить тип торговли пивом в розлив, так как он существенным образом отличается от традиционных продаж в розничных точках и общепита, — сказала Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика». — Компания «Балтика» выступает за честную конкуренцию. Мы продаем как тарированное пиво, так и пиво в кегах, и строго контролируем на своем производстве соблюдение всех соответствующих требований. Мы неукоснительно следим за тем, чтобы вся наша продукция фиксировалась в ЕГАИС и с нее выплачивались налоги. Формирование правового поля для торговли разливным пивом способно вывести из тени существенный сегмент рынка пива, что позволит увеличить бюджеты регионов.
«Балтику» поддерживают и другие транснациональные компании. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что у российского сегмента разливного пива нет в мире аналогов, а поскольку он очень специфический, нужно определить принципы его работы и ценообразования на нем, чтобы исключить возможные злоупотребления. О том, что этому направлению продаж нужны дополнительные меры контроля, высказался и директор по корпоративным отношениям Heineken в России Алексей Воробьев.
Но у инициативы крупных заводов есть и противники. Так, член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин отмечает, что в магазинах разливного пива реализуются 9% от всех продаж, при этом они являются основным каналом продаж крафта, а продукции транснационалов там практически нет. Он считает ошибочным мнение, что именно в этом сегменте рынка сосредоточены нарушители, отмечая, что в нем контроль такой же, как и в других сегментах рынка.
Предложения «Балтики» он называет «враждебным шагом и актом недобросовестной конкуренции» по отношению к другим участникам рынка, конкретно — мелким пивоварням. Алексей Небольсин напомнил, что скоро станет возможным контролировать розничные продажи пива через ЕГАИС, а значит никаких дополнительных законов в пивном бизнесе не требуется.