Подробно про новый ГОСТ на пиво

Александр Савицкий

0
952

На этой неделе ленты запестрели новостями о пиве по новому стандарту и неких новых ограничениях, которые не позволят заменять солод несоложенкой. Разумеется, авторы заметок ничего толком не объясняют, ограничиваясь лишь общим описанием ситуации и цитатами представителей индустрии. В итоге у неподготовленного читателя поднимается давление: что за новый стандарт? Какие еще новые требования? Пиво станет хуже? Лучше? Что вообще происходит?

На самом деле ничего нового: независимые пивоварни опять бьются с пивгигантами, пытаясь выбить выгодные для себя условия в новых стандартах (которые, впрочем, не очень сильно отличаются от старых). То же самое происходило и год назад, и два, и пять — еще в 2018 году. Дело уже привычное.

Очередной этап этой битвы начался из-за того, что 1 января 2024 года должны вступить в силу обновленные ГОСТы на «пиво» и «пивные напитки», а также новинка — ГОСТ на «пиво специальное». Все это было составлено еще несколько лет назад, не раз обсуждалось и должно было заработать аж с января 2022 года, но участники рынка и государство так и не договорились. Сейчас у проекта нового ГОСТа на пиво начался период публичного обсуждения — последний шанс повлиять на содержимое стандарта. И снова в отрасли разлад.

Камнем преткновения опять стало максимально допустимое содержание несоложеного сырья в напитках из категории «пиво»: новый регламент может разрешить использовать до 50% несоложенки, тогда как действующий ГОСТ ограничивает ее объем на уровне 20%. Новые цифры очень нравятся пивгигантам и они активно их лоббируют, потому что это позволит им оптимизировать рецептуру и расширять сортовую линейку без боязни вляпаться в категорию «пивной напиток», к которой у нас до сих пор относятся с пренебрежением или даже брезгливостью.

налив пива

То есть, например, какое-нибудь ржаное пиво или овсяный стаут наконец-то могли бы проходить в категории «пиво», что по-своему справедливо. С другой стороны, это послабление дало бы крупным пивзаводам больше возможностей для снижения себестоимости массовых лагерков, опять же не уродуя их надписью «пивной напиток». А поскольку кассу пивоварням обычно делают именно дешевые сорта, замена дополнительных 5-10% солода на несоложенку может при определенных условиях дать заметную экономическую выгоду.

Разумеется, все это не нравится пивоварням поменьше. Потому что региональные производители могут конкурировать с пивгигантами вкусом, но никак не ценой — а это, увы, именно то, что интересует массового потребителя в первую очередь. Если новый ГОСТ на пиво разрешит использовать до 50% несоложеного зерна, регионалам придется несладко, и они это понимают. Поэтому им не остается ничего, кроме как ратовать за сохранение условий, прописанных в текущем ГОСТе: не менее 80% солода, не более 20% несоложенки.

В общем, каждый хочет, чтобы закон работал на него и против конкурентов. Все как обычно. Интересно то, КАК каждая сторона аргументирует свою позицию.

Пивгиганты, выступая в СМИ от имени «Ассоциации производителей пива», разумеется, молчат про оптимизацию затрат, но апеллируют к запросам потребителей. Мол, народ хочет разнообразия вкусов, а мы вынуждены или работать в рамках не признающего разные пивные стили стандарта, или вешать на продукцию чуждый всему миру ярлык «пивной напиток». То есть ребята вроде как считают своих потребителей понимающими умными людьми, которые разбираются в том, что пьют.

А «Союз российских пивоваров», объединяющий десятки региональных пивоварен, почему-то выбрал тактику «цыц, бате виднее». Унылые лозунги типа «Защитим потребителей от некачественного пива» и «Не допустить введения потребителей в заблуждение» соседствуют с цитированием чепухи за авторством мало что понимающих в производстве пива функционеров.

И вы знаете, как-то не очень приятно, что люди, которые держат своего потребителя за беспомощного дурачка, которого так легко ввести в заблуждение, могут повлиять на то, каким будет пиво в стране в ближайшие годы.

(Александр Савицкий, TelegramYouTube)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь