Специалисты Group-IB провели исследование и пришли к выводу, что контрафактный алкоголь в русскоязычном интернете в основном продается через Telegram. Теневые продажи через него выросли в этом году на 10% и составили в сумме 2,75 млрд рублей.
На онлайн-магазины, которые специализируются на контрафакте, приходится пятая часть незаконного оборота алкоголя в интернете. Остальное — это мессенджеры и соцсети, в частности, Telegram. Аудитория таких каналов и ботов на площадке за год выросла в несколько раз, со 160 тысяч подписчиков до 750 тысяч.
— Причиной такого роста могло стать общее повышение цен на алкогольную продукцию, а также популярность онлайн-покупок в период пандемии, — подметил ведущий аналитик Group-IB Digital Risk Protection Евгений Егоров. — Также стоит отметить, что количество запросов «купить алкоголь с доставкой» выросло почти в два раза. Также мы видим, что уменьшается количество сайтов, но увеличивается число Telegram-каналов.
Однако торговля контрафактом в сети — только верхушка айсберга. Об этом говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз:
— 2,75 млрд рублей — это очень небольшая цифра. Я думаю, что на самом деле гораздо больше. В год у нас продается около 6,2 литра в переводе на спирт. Куплено через систему ЕГАИС, значит, законно. Розничный оборот легального рынка алкоголя — под 2 трлн руб. Потребление спирта на душу населения у нас — 9 литров. Это глупость, конечно. Я не думаю, что в России пьют меньше, чем в Белоруссии. Можно согласиться, что у нас выпивается 10,5 литра. В таком случае, если 6,2 литра являются легальными, то больше 40% составляет рынок суррогатной продукции.
Косвенно точку зрения Вадима Дробиза подтверждают результаты опроса ВЦИОМ. Больше половины опрошенных считают, что приобрести нелегальное спиртное просто: это может отражать реальную ситуацию с распространенностью теневого рынка.