По мнению производителей традиционного сидра минимальную розничную цену (МРЦ) стоит законодательно установить на соответствующие напитки на уровне около 150 рублей за литр. Аналогичное предложение недели полторы назад выдвигала и Госдума, только там предлагали не мелочиться и установить МРЦ на весь алкоголь вообще. И хотя кажется, что это все просто какая-то бюрократическая возня где-то там, наверху, в действительности вопрос интересный и важный, в том числе для нас как потребителей.
Что такое МРЦ? Это «полочная» цена на товар, ниже которой продажа этого товара невозможна по закону. Минимальная розничная цена в РФ установлена, например, на водку и коньяк, а вот на пиво и смежные напитки — нет: торгуй хоть по рублю за ящик. Но, учитывая недавний печальный контекст, шансы на то, что МРЦ прикрутят к пиву и сидру, стали сильно выше. Хорошо ли это?
А вот как посмотреть. Минимальная розничная цена — настолько же интересная, насколько и неоднозначная штука.
С одной стороны, законодательное закрепление нижней ценовой границы — это хороший такой заслон производителям и продавцам контрафакта и суррогата. Потому что формально лишает их по сути единственного конкурентного преимущества — возможности продавать низкокачественный товар по цене значительно ниже рынка. Плюс, если мы говорим о добросовестных производителях, МРЦ в определенной степени уравнивает конкурентов, которым придется бороться за конечного покупателя уже не ценником, а качеством товара и его потребительскими свойствами.
Но у медали, как известно, две стороны. Давайте вспомним, что значительная часть масс-маркет сортов пива и сидра продаются по довольно низким, порой вовсе бросовым ценам. Большие заводы могут позволить себе демпинговать и зарабатывать на объемах, а не на наценке, и такой подход для многих крупных производителей является основой их бизнеса. Это видно из статистики продаж, где верхние строчки стабильно занимают недорогие сорта, зачастую продающиеся по сниженным акционным ценам.
Так вот, МРЦ, являясь по мнению многих антирыночным механизмом, поставит на всей этой истории жирный крест: пивгиганты будут вынуждены поднять цены до узаконенного минимума и тем самым потеряют серьезное конкурентное преимущество (собственно, они активно выступают против введения МРЦ). Но в то же время, возможно, перестанут удешевлять продукт, сильнее сместив акцент на качество сырья и производства.
В любом случае потребители потеряют доступ к простому недорогому пиву. И хотя такое положение дел очень обрадует региональных производителей, которые в принципе не могут конкурировать с гигантами ценой, справедливость МРЦ как метода регулирования рынка остается под большим сомнением.
Я уж не говорю о том, что повышение средней цены на традиционно не очень дорогую категорию пива и смежных напитков, к которому приведет введение МРЦ, может повлечь за собой эффект замещения. Многие решат, что выгоднее будет перейти на более крепкие напитки, отказавшись от ставшего «неэффективным» пива. А может и не повлечь: это уже вопрос к профильным специалистам.
И да, к сожалению, введение минимальной розничной цены что на сидр, что на пиво не прибавит людям денег в кошельках и не уменьшит спрос на дешевые алкогольные напитки (не думаю, что потребителей суррогата сильно заботит подозрительно низкая цена). Стало быть, и предложений едва ли станет сильно меньше: тех, кто гнал бурду сотнями тонн в обход ста законов, вряд ли остановит сто первый. Вопрос лишь в том, как с этими предложениями будут бороться контролирующие органы. И будут ли.
Как вы считаете, нужно вводить МРЦ на пиво и сидр или пусть все остается как есть? Пишите свои мысли в комментарии.