Российские пивоварни практически не используют отечественный хмель, поэтому, когда на Россию обрушились санкции, многие пивовары заговорили про дефицит хмеля. Доля отечественного хмеля в российском пивоварении ничтожно мала, не более 2%. И на то есть две большие причины.
Во-первых, хмелеводство в РФ практически не развито: выращиванием этого прекрасного растения активно и масштабно занимаются только в Чувашии, которая обеспечивает рынку чуть ли не 95% всего отечественного хмеля (которого все равно не хватило бы на всех).
Во-вторых, сортовое разнообразие и качественные характеристики такого продукта, увы, уступают импортным аналогам. Чтобы подтянуть российский хмель до нужного уровня, нужно год за годом вваливать в отрасль очень серьезные средства, ждать первых результатов по меньшей мере 3-5 лет, а затем нянчиться с этими результатами годами, снова вваливая деньги и силы. Разумеется, ввязываться в такие веселые истории при наличии доступных импортных сортов никто толком не хотел. Да и делать это нужно было хотя бы лет 10 назад: начинать строить свой дом гораздо разумнее до того, как тебя попрут из чужой съемной квартиры, а не сразу после.
С другой стороны, на данный момент нет оснований считать, что российские пивовары останутся совсем уж без хмеля. Даже при отсутствии прямого импорта (с недавних пор грузовики с российскими и белорусскими номерами не могут пересекать границу с ЕС) европейский и американский хмель будет попадать в страну: на транспорте других государств, в обход привычных логистических каналов и прочими нестандартными путями. Разумеется, это может неприятно влиять на цену, но тем не менее.
Кроме того, Европа и США — не единственные поставщики хмеля: есть еще, например, ЮАР и Китай, с продукцией которых некоторые отечественные пивовары уже давно знакомы. Тамошних объемов, конечно, тоже не хватит на все российское пивоварение, но частично закрыть потребности получится. Есть все основания полагать, что уже летом на полках можно будет найти крафтовые сорта на хмелях из Поднебесной, причем заметить подмену ингредиента подавляющее большинство потребителей не сможет.
В общем, на данный момент ситуация крайне неприятная, но не катастрофическая: хмель так или иначе в стране будет, а значит будет и пиво. Да, не такое разнообразное, да, не такое дешевое, но до реального дефицита того и другого еще очень далеко — гораздо дальше, чем пугают заголовки новостей.