Гордая надпись «Сварено по ГОСТ» на самом видном месте этикетки — это, пожалуй, одна из самых популярных и при этом убогих маркетинговых уловок среди отечественных пивоварен. Особенно пылко ее любят региональные производители простенького лагера в стиле «советское ностальгическое», с радостью эксплуатирующие расхожий среди многих потребителей стереотип «ГОСТ — значит качественно».
Речь о том, что вопросом «а сварено ли это пиво по ГОСТ?» можно не задаваться вовсе. Пива, выпущенного мимо государственных стандартов, у нас в стране существовать в принципе не может. То есть, согласно законам РФ, любое пиво — как местное, так и импортированное — обязано формально соответствовать одному из двух пока еще действующих стандартов: ГОСТ 31711-2012 (пиво) или ГОСТ Р 55292-2012 (пивные напитки). Других вариантов нет.
Хотя, один все же есть: производитель может разработать и зарегистрировать технические условия (ТУ), но ирония тут в том, что ТУ все равно обязаны соответствовать требованиям стандартов, и выйти за их пределы нельзя. Что забавно: оба отечественных пивных ГОСТа формально носят рекомендательный характер — как, например, ГОСТ на чугунную посуду или стул. Однако попытка проигнорировать эти рекомендации приведут производителя или импортера пива к нарушению законов, регулирующих производство и оборот алкоголя.
То есть сделать сковородку не по ГОСТ можно, а пиво — нельзя. Поэтому надпись о соответствии одному из двух стандартов обязана присутствовать на контрэтикетке абсолютно любого пива, официально продающегося на территории нашего государства. Если этой надписи нет, производитель или импортер напитка серьезно нарушает законодательство.
Так что все эти пометки «Сварено по ГОСТу», написанные крупными буквами на фронтальных этикетках и в рекламных материалах, равноценны надписям в духе «Сварено на планете Земля» и ориентированы примерно на ту же аудиторию, которая выбирает подсолнечное масло исключительно по наличию стикера «Не содержит холестерин».